Половина социологии – это математика
- Валерий Федоров
16 декабря 2009 года -
Валерий Федоров, генеральный директор Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ): «Математика, образно говоря, «колонизировала» экономические науки».
- Много ли в Вашей работе математики?
- Наша работа – наполовину математика, а наполовину философия, так что могу сказать, что достаточно.
- Сложно ли превращать ощущения и мнения в цифры? Что самое сложное в вашей работе?
- Зачастую мы идем противоположным путем – превращаем цифры в ощущения и мнения. Сначала мы спрашиваем людей, получаем некоторые результаты, а затем возникает необходимость в их интерпретации. Если результаты соответствуют распространенным объяснениям, то всё просто.
Но особенно интересно, если результаты оказываются неожиданными. Например, в кризис все думают, что рейтинги первых лиц государства пойдут вниз, а выясняется, что ничего подобного. И тут же возникает вопрос – как это объяснить. И на этом этапе начинается творчество, превращения мнений в цифры. Это очень сложно, но, безусловно, интересно.
Вторая, часто встречающаяся трудность – как спросить человека о том, о чем он либо никогда не думал, либо думал и имеет свое мнение, но не очень хочет его высказывать. Или как спросить о том, на что человек знает «правильный» ответ? Ведь нужно понять, что человек думает на самом деле, а не то, что, как он думает, от него ждут. Так что искусство формулирования вопроса имеет значения – иначе получим не настоящие ответы, а то, что социологи называют «артефакты».
- Хорошо ли сотрудники ВЦИОМ знают математику?
- В основе нашей науки лежит статистика. Обязательным требованием для приема на работу у нас является знание программы SPSS. Это наиболее распространенная программа обработки статистической информации международного стандарта. Овладеть этой программой, не владея математикой, хотя бы в объеме школьной программы, невозможно. Поэтому у нас есть входной барьер – люди, у кого совсем плохо с математикой, конечно, не принимаются вообще.
Дальше начинается развилка: как я говорил, мы наполовину работам в сфере математики и статистики, а другая сфера - социальная философия. Интерпретация наших данных математикой задается, но ею не ограничивается.
Как вывод, скажу: математика социологу нужна обязательно. Но - не она одна.
- Что получится, если поделить количество опрошенных вами людей на численность населения РФ?
- Я бы, наоборот, поделил численность населения на количество опрошенных. Население нашей страны – чуть больше 142 млн. И хотя мы работаем 20 лет и в год проводим до 200 опросов, за это время мы не смогли опросить всех. Но примерно каждый третий россиянин уже как минимум однажды «попадался в наши сети» (имеется в виду не только сети ВЦИОМа, но и социологов вообще). Поэтому могу утверждать, что математика на нашей стороне, и мы давно из герметичной науки превратились во что-то понятное для большой части наших сограждан.
- Что вы думаете об уровне образования в России? И конкретно о точных науках, об уровне знания и преподавания? Что бы вы изменили в системе образования?
- Несмотря ни на что, я уверен: есть хорошие школы и неплохие университеты. Реформа образования – вопрос сложный, комплексный, и я не буду брать на себя смелость указывать путь. Замечу только, что хотя и необходимо обеспечивать доступность образования, нужно осуществить переход от механической загрузки объема знаний в голову к обучению реальным навыкам и компетенциям. Мощное фундаментальное образование - это то, что советской школе удалось сохранить в наследство от русской, а русской - от немецкой системы классического гимназического обучения. Это, конечно, наша отличительная особенность, и ее терять не хотелось бы. Если нам удастся сохранить традиционный базовый уровень и добавить действительно необходимые «имплантаты» современной англо-саксонской образовательной модели, то у нас появится хороший шанс получить хорошую образовательную систему. Но с другой стороны, есть риск получить гибрид, который будет совмещать недостатки обоих систем. Поэтому, думаю, о реформе образования будут говорить еще и наши дети.
- Как вы думаете, что перспективнее в будущем – гуманитарные знания или математические/технические?
- И те, и другие. И естественные тоже! У нас за последние 15-20 лет, существовал очевидный дисбаланс в пользу гуманитариев. Менялась структура экономики, структура общества, и в результате образовалось огромное количество юристов, политологов и психологов при огромном дефиците инженеров, математиков, физиков. Последний ЕГЭ показал, что в технические вузы идут абитуриенты с наименьшим средним баллом, а в гуманитарные – с наивысшим. То есть, с практической точки зрения, гуманитарии – в цене. И останутся в цене, так как мы живем в обществе, где многое построено на коммуникации.
- Как вы оцениваете роль точных наук в развитии экономики, цивилизации в целом?
- Она бесценна. Это фундаментальная роль. Но, например, что касается экономической науки, то математика ее, образно говоря, колонизировала. Не осталось практикующих экономистов, которые бы не разговаривали на языке математических формул. В экономической науке ощущается дефицит гуманитарного знания. Необходимо, чтобы эксперты выражались человеческим языком. Надо приближать точные науки к жизни – и это роль гуманитарных наук.
- На уровне какого класса достаточно знать математику с бытовой точки зрения?
- На уровне нынешнего девятого.
- Ваше любимое математическое действие?
- Извлечение корня.
- Что любят считать больше всего граждане нашей страны?
- Деньги в чужом кармане.
- Наше общественное мнение и настроение имеют знак + или - ?
- Базовое - знак минус. Это наследие двадцати лет болезненных пертурбаций, в ходе которых была масса разочарований. Масса идолов и кумиров возводилось и разрушалось, и погребали нас под своими обломками. Дефицит доверия в общественной системе ощущается огромный. Мы всё готовы изначально воспринимать с негативной точки зрения, не верим в возможность честного успеха и достойной жизни у себя на родине.
- Ваша формула успеха?
- Если бы существовала формула философского камня, тогда это она. А так – «Знать, чтобы побеждать!».
Все интервью